Закон о защите прав потребителей / СТАТЬЯ 40

Статья 40. Полномочия федерального антимонопольного органа

1. Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) осуществляет государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Этот орган (его территориальные органы) направляет:

в пределах своей компетенции предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности, а также о прекращении продажи товаров (выполнения работ), на которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге); (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании;

в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей.

2. Федеральный антимонопольный орган дает официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

3. Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе заключать соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей.

4. Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе обращаться в суд в защиту прав потребителей в случаях обнаружения нарушений прав потребителей, предъявлять иски в суды в интересах неопределенного круга потребителей, в том числе о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца) или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных законом или иным правовым актом прав потребителей, а также предъявлять иски в арбитражные суды к индивидуальным предпринимателям о принудительном взыскании штрафов за уклонение от исполнения предписаний или за несвоевременное их исполнение.

Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) может быть привлечен судом к участию в процессе или вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

5. Федеральный антимонопольный орган вправе утверждать положение о порядке рассмотрения федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами) дел о нарушении законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. (п. 5 введен Федеральным законом от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

 

Комментарий к статье 40

 

1. Федеральный антимонопольный орган — Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) является ведущей государственной организацией по защите прав потребителей, призванной обеспечить осуществление государственного контроля за соблюдением законов и иных правовых актов в этой области, а также давать официальные разъяснения по вопросам применения указанных актов. Разъяснения являются актами официального толкования. Разъяснению подлежат вопросы применения соответствующих актов — законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. Эти разъяснения имеют официальный характер, т.е. издаются от имени государства.

Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ дают разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения.

Разъяснения законодательства различными государственными органами не могут содержать норм права. Поэтому они не могут применяться в качестве юридического основания принимаемых решений, в том числе судебных. Таким основанием может быть закон и изданные в соответствии с ним нормативно — правовые акты уполномоченных органов.

Государственный контроль МАП осуществляется за соблюдением указанных актов продавцами, изготовителями товаров, исполнителями работ и услуг независимо от их организационных форм. Для реализации результатов контроля МАП наделен широким кругом полномочий, предусмотренных непосредственно в Законе, а также в других законах и иных правовых актах. Эти полномочия можно разделить на 3 группы:

— осуществляемые непосредственно МАП или его территориальными органами;

— направление материалов в государственные органы для принятия мер в соответствии с их компетенцией;

— направление материалов в суд.

2. Основными полномочиями первой группы являются направление в пределах своей компетенции предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам), обязательных для исполнения, и наложение на них штрафов за неисполнение предписаний (о штрафах см. комментарий к ст. 43). Закон содержит перечень некоторых конкретных предписаний. Как следует из смысла ст. 40, этот перечень не является исчерпывающим.

Порядок выдачи предписаний о прекращении нарушений прав потребителей установлен Положением о порядке рассмотрения МАП и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (Положение), утвержденным Приказом ГКАП от 4 апреля 1996 года N 42. Этим же Приказом отменены Приказы от 24 августа 1992 года N 185, от 23 апреля 1993 года N 51 и от 28 июня 1995 года N 89, регулировавшие порядок выдачи предписаний и наложения штрафов ГКАП и его территориальными управлениями.

Положением предусмотрено два существенно отличающихся друг от друга порядка рассмотрения дел о выявленных нарушениях и выдачи предписаний в зависимости от характера нарушений: порядок рассмотрения дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей и порядок выдачи отдельных предписаний о прекращении нарушений прав потребителей. Для рассмотрения дел о нарушениях, выявленных в ходе проведения проверок, по перечню нарушений, установленных Положением, предусмотрен порядок выдачи определенных предписаний по единоличному решению начальника территориального управления (его заместителя).

Положением предусмотрен следующий перечень таких нарушений:

— продажа товаров с истекшим сроком годности;

— продажа товаров (выполнение работ), на которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены;

— продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге);

— непредоставление необходимой и достоверной информации об исполнителе (продавце, изготовителе) и режиме его работы.

Хотя последнее нарушение Законом не предусмотрено, но его упоминание правомерно. Следует обратить внимание на то, что в перечне отсутствуют нарушения, связанные с продажей товаров с истекшим сроком службы, когда установление таких сроков является обязательным.

В связи с указанными нарушениями на основании акта проверки выдаются соответственно предписания: о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности — продавцу; о прекращении продажи товара (работы), на которые не установлен обязательный срок годности, — продавцу (исполнителю). При этом под продажей понимается передача товара покупателю. Но предписание выдается также в случае нахождения товара в торговом зале, на витрине, в киоске, лотке и т.п.

Положение не предусматривает направление предписания изготовителю товара, когда срок годности не установлен, хотя именно он должен его устанавливать.

Предписание о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) в связи с нарушением установленного Законом порядка предоставления информации о товаре (работе, услуге) действует до получения продавцом (исполнителем, изготовителем) письма территориального органа, выдавшего предписание, о разрешении на продажу.

Однако предписание предусмотрено направлять только продавцу (исполнителю), но не изготовителю товара.

Предписание о прекращении нарушения правил информации об исполнителе (изготовителе, продавце) выдается всем указанным лицам. Срок действия этого предписания в Положении специально не оговорен. Очевидно, оно должно действовать до устранения нарушений.

Предписание территориального управления вручается под расписку (письмом с уведомлением о вручении) в 3-дневный срок после составления акта проверки. Исполнение предписания контролируется, и оно должно быть исполнено полностью.

По нарушениям законов и иных правовых актов РФ о защите прав потребителей рассмотрение дел и принятие решений о выдаче предписаний осуществляется комиссиями МАП или территориального управления, состав которых определен Положением. Дела рассматриваются, как правило, территориальным управлением по месту нахождения продавца, изготовителя, исполнителя, если дело не принято к рассмотрению МАП.

Положением определены права МАП и его территориальных управлений в ходе подготовки и рассмотрения дел. Решение о возбуждении дела принимает председатель соответствующей комиссии по материалам, представленным определенными должностными лицами МАП и территориального управления. В отличие от дел, рассматриваемых единолично по результатам проверок, основанием для возбуждения «комиссионных дел» могут быть материалы общественных объединений потребителей, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, отдельных потребителей, депутатов, представления прокурора, а также акты проверок продавцов, изготовителей, исполнителей. При достаточности материалов председатель соответствующей комиссии выносит определение о возбуждении дела о нарушении законодательства о защите прав потребителей, содержание которого определено Положением.

Дело должно быть рассмотрено в месячный срок со дня вынесения определения.

Положением регламентируются: процедура оповещения лица, в отношении которого возбуждено дело, о времени и месте его рассмотрения; состав участников рассмотрения; условия рассмотрения дела в отсутствие представителя привлекаемой к ответственности организации; порядок рассмотрения ходатайств об отложении рассмотрения дела; порядок привлечения к участию в деле заинтересованных лиц; вопросы, подлежащие выяснению на заседании комиссии; права представителя привлекаемой организации и заинтересованных лиц; порядок ведения заседания и протокола; основания для отложения и приостановления рассмотрения дела и порядок вынесения определения об этом; порядок вынесения решения, его содержание, порядок и сроки вручения решения и предписания, содержание последнего; порядок и срок исполнения предписания.

Комиссия может вынести решение о выдаче предписания либо о прекращении дела в связи с отсутствием события и состава нарушения, устранения нарушения, ликвидации организации, неподведомственности дела МАП (территориальному управлению).

В решении могут быть даны рекомендации о предъявлении иска в суд в интересах неопределенного круга потребителей, в том числе о ликвидации продавца (изготовителя, исполнителя) за неоднократное или грубое нарушение прав потребителей, о направлении материалов в соответствующий орган, ведающий выдачей лицензий на занятие определенными видами деятельности, в правоохранительные органы, в органы, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

В связи с этим необходимо отметить, что согласно Положению предписание, кроме других реквизитов, должно содержать указание статьи закона или иного правового акта РФ, которая была нарушена, и в чем конкретно выразилось нарушение (состав нарушения).

Все предписания, независимо от порядка их выдачи, могут быть обжалованы продавцом, изготовителем, исполнителем в арбитражный суд с просьбой о признании их недействительными полностью или частично. Заявления могут быть поданы в течение 6 месяцев со дня вынесения предписания в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Другие полномочия и права предусмотрены Положением о МАП, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 793. Федеральным законом РФ от 30 июля 1996 года N 103-ФЗ КоАП РСФСР дополнен ст. 165.9, устанавливающей административную ответственность должностных лиц организаций или граждан, зарегистрированных в качестве предпринимателей, за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний, выданных органами государственного контроля в пределах их компетенции.

3. К полномочиям второй группы могут быть отнесены направление материалов в лицензирующие органы, органы прокуратуры, МВД и другие.

Полномочия контролирующих и лицензирующих органов, осуществляющих надзор в данной области, определены Федеральным законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ (вступил в силу с 3 октября 1998 года), а также положениями о соответствующих органах.

4. Третью группу полномочий составляет право обращения в суд и арбитражный суд в защиту нарушенных прав потребителей. Иски могут предъявляться в защиту прав отдельного потребителя, группы потребителей или в интересах неопределенного круга потребителей. Содержание иска определяется характером нарушения прав потребителей и направлено на устранение допущенных нарушений. Иски предъявляются в районный (городской) народный суд в соответствии с территориальной подсудностью, установленной ст. 17 Закона.

Под неоднократным нарушением прав потребителей следует понимать второе и последующие нарушения прав потребителей изготовителем, продавцом, исполнителем, которые зафиксированы в установленном порядке (акты проверки, решения судов и других уполномоченных органов). Законом не раскрывается содержание понятия «грубое нарушение прав потребителей». Окончательное решение об отнесении нарушения к грубым должно приниматься судом, рассматривающим дело о ликвидации. (См. п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 июля 1996 года N 6/8.) Юридические лица ликвидируются по решению суда в порядке, предусмотренном ст. 61 ГК.

Иски о принудительном взыскании штрафов за уклонение от исполнения предписаний или за несвоевременное их исполнение с индивидуальных предпринимателей предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения ответчика ( ст. 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Защита Прав Потребителей